В этом выпуске: самые популярные публикации UX Notes за 2019 год, статьи о защите дизайн-студии в суде, воздухе в макете, стимулировании благотворительности, тестировании инструкции продукта, а также лучшие видео с UX-марафонов.
Самые популярные публикации 2019 года
Собрал самые популярные публикации 2019 года по числу лайков и репостов в ВК.
В топ-20 попали:
- 7 переводов статей: Николай Бабич, Джон Мур, Дейв Фельдман, Энтони из UX Movement ×2, Алита Джойс, Шейн Дойл;
- 6 подборок записей докладов с мероприятий: Design Prosmotr СПб, ProfsoUX, 404fest, Dump, Everfest, UX.txt;
- 5 оригинальных статей: Михаил Греков, Сергей Абдульманов, Татьяна Гущина, Ольга Коновалова, Наталья Стурза;
- Гайдлайн: СКБ Контур;
- Конспект доклада: Анна Кочеткова.
Защита дизайн-студии в суде
Евгений Яровой написал, как защитить интересы дизайн-студии в суде:
- Как лучше провести досудебное урегулирование;
- Почему лучше не судиться: Евгений потратил на юриста и перелёты 120к, один потенциальный клиент отказался от сотрудничества из-за незавершённого арбитражного разбирательства, потрачено время (желательно, чтобы в суд явился не только юрист, но и исполнитель);
- Каким должен быть договор: внятно сформулируйте предмет сделки, сроки выполнения работ, наличие или отсутствие этапов, порядок передачи результатов и оплаты, стоимость работ;
- И ещё про договор: приравняйте электронную переписку к деловой документации и укажите официальные электронные адреса; опишите содержание работ, этапы, форматы передачи результатов; не указывайте фиксированных дат дедлайна, заложите возможные итерации, замечания или новые требования клиента;
- Как коммуницировать, выполняя проект: пишите резюме встреч и звонков и отправляйте на согласованный адрес электронной почты (клиент должен возразить, поправить или принять резюме); создавайте промежуточные материалы, которые конкретизируют ожидаемый результат (бриф, референсы, прототип, CJM и т.п.); направляйте промежуточные акты сдачи-приёмки, даже если клиент их не подписывает;
- Что делать, если запахло жареным: запишите результат работ на диск и отправьте заказчику Почтой России с описью вложения; проверяйте списки арбитражных дел, чтобы увидеть иск в случае, если официальное уведомление не дойдёт; начинайте искать юриста;
- Как выбрать юриста;
- Что стоит обсудить с ним: если дело рассматривается по упрощённой форме, а вы хотите донести до судьи аргументы устно, просите о переходе на общий порядок (имеет смысл для дизайнерских услуг).
Воздух в макете
Игорь Штанг написал, как объяснить клиенту воздух в макете.
Макеты бывают разные. На книжных обложках свободное пространство уместно и даже приветствуется, а на информационных табличках важнее компактность.
Воздух тоже бывает разный. Иногда дизайнеры называют воздухом бесформенные дыры, с которыми они не могут справиться. Смотрите примеры.
Защищая решение, лучше ссылаться на задачу:
- Я ориентировался на референсы, которые мы обсуждали. Вот смотрите, как там сделано;
- Свободное место — это запас для длинных заголовков (если такие действительно встречаются в книге);
- Вы говорили, что вёрстка должна выглядеть современной и лёгкой (таким в целом выглядит дизайн с большим количеством воздуха).
Стимулирование благотворительности
Екатерина Рокитян разобрала, как благотворительные организации стимулируют людей помогать.
Нет доверия организации:
- Показывать, на что пойдёт пожертвование (ShareTheMeal);
- Публиковать прозрачную отчётность (Фонд борьбы с лейкемией);
- Показывать других жертвователей (Ночлежка).
Кажется, что маленького пожертвования недостаточно:
- Предлагать подписаться на небольшое ежемесячное пожертвование (Нужна помощь);
- Показывать общую сумму сбора и количество жертвователей (Нужна помощь);
- Предлагать оплатить обычные продукты (Дари еду).
Неудобная оплата. Смски хорошо работают, когда участвует телевидение, но плохо подходят для интернета:
- Добавить возможность оплаты картой, а также через Apple Pay или Google Pay (Линия жизни);
- Подключить автоматический ежемесячный платёж.
Не готовы жертвовать деньги:
- Вовлекать человека в иную деятельность: бег (Charitymiles), просмотр видео с рекламой (GoodLoop) или воздержание от алкоголя (Dryathlon). Деньги перечислят партнёры или рекламодатели;
- Дарить подарки и мерч (Фонд борьбы с лейкемией, Elbi);
- Предлагать купить что-то, что создают люди, которым нужна помощь (Выход в Петербурге, Антон тут рядом);
- Рассказывать истории нуждающихся (Нужна помощь);
- Объяснять, кто такие бездомные и как они (не по своей воле) оказываются на улице (Ночлежка);
- Мотивировать жертвователя поделиться тем, что он совершил хороший поступок;
- Позволять создать событие по сбору пожертвований, например, попросить друзей пожертвовать деньги вместо покупки подарков на день рождения (Нужна помощь).
Тестирование инструкции
Илья Александров рассказал, как тестирование инструкции привело к изменению продукта.
Лайтпак похож на Philips Ambilight, но его можно установить на любой телевизор. Инструкцию по установке хотели сделать как у Икеи — без текста. Это позволяло не делать отдельные её версии на других языках.
Установка Лайтпака — процесс нетривиальный. Сложные моменты при создании инструкции:
- В продукте много технических ограничений, и, как следствие, требований, которые пользователь должен соблюсти;
- Авторы сами до конца не понимали, какой порядок действий будет самым удобным.
Решили протестировать 2 концепта инструкции:
- Досконально шаг за шагом говорить человеку, что делать;
- Говорить, что нужно получить в итоге и какие важные требования соблюсти. Как достигнуть цели, человек решал сам.
Респондентов так захватывал процесс, что в инструкцию они почти не смотрели. Тестирование показало:
- 2-й концепт работал гораздо лучше;
- Всё сильно усложняли умные уголки для крепления светодиодной ленты.
С помощью уголков устройство определяло, где заканчивается одна сторона телевизора и начинается другая. А что, если есть другой способ это делать?
В итоге придумали протягивать ленту по периметру телевизора, не разрезая её. На программном уровне можно узнать длину всей ленты. Большинство телевизоров имеет соотношение сторон 16:9 или 16:10, поэтому получилось автоматически рассчитывать длины сторон.
Решение оказалось проще и дешевле для разработки, а также упрощало пользователям установку Лайтпака.
Лучшее с UX-марафонов
Лучшие доклады предыдущих UX-марафонов:
- Ксения Стернина, Mail.Ru Group — Удачные и неудачные дизайн-решения. Проведено в UX-лаборатории;
- Анна Кочеткова, Тинькофф Бизнес — С хорошим текстом понятнее (конспект);
- Дмитрий Сатин, UsabilityLab — Что такое инженерная психология;
- Светлана Ратнер, СКБ Контур — Как формулировать гипотезы для качественного исследования;
- Эмилия Городовых, СКБ Контур — Опыт применения JTBD на примере сложного продукта;
- Елена Пяткова, Риалвеб — UX и веб-аналитика: какие данные нужны и как их собирать.
(Самая популярная ссылка в этой подборке, если судить по количеству лайков в ВК.)