82. Каким должно быть дизайнерское портфолио

В этом выпуске: о визуальных метафорах для действий «мне понравилось» и «хочу сохранить на будущее», переводе WCAG 2.0, подготовке дизайнерского портфолио, ошибках продуктовых дизайнеров, дизайне данных, удобстве рабочих таблиц.

Иконки «палец вверх», «сердце», «закладка» и «звезда»

Чем отличаются иконки «палец вверх», «сердце», «закладка» и «звезда», и что каждая значит по мнению большинства пользователей?

Вспомнил примеры использования этих метафор в интерфейсах и поделился своим мнением:

  1. Они подходят, чтобы выделить объект в неком позитивном ключе: а) Мне нравится, что здесь написано; б) Это может мне пригодиться;
  2. Выбор конкретной метафоры зависит от общей функциональности продукта и его тематики;
  3. Обычно в одном интерфейсе не задействуют одновременно: закладки и звёздочки, сердечки и пальцы вверх.

Доступность веб-контента

Руководство по обеспечению доступности веб-контента — WCAG 2.0 — уже давно создали в W3C и перевели на русский.

Рекомендации помогают сделать сайт доступнее для более широкого круга пользователей с ограниченными возможностями — с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательной системы, речи, ментальной сферы.

В 2018-м вышла версия 2.1. В UsabilityLab перевели новые пункты руководства.

Так что, чтобы прочитать все рекомендации, сначала смотрим документ по 1-й ссылке, затем — по 2-й.

Портфолио

Рекрутёр Дейв Фельдман рассказал, каким должно быть портфолио.

Дизайнеры занимаются украшением своей работы, и она становится сложной для восприятия. Часто это детальное описание процесса, который обычно не уникален.

Общий подход:

  • Определите, кто будет пользоваться вашим портфолио, его особенности. Например, рекрутёр не может долго изучать каждого кандидата, он должен быстро отсеивать неподходящих;
  • Подумайте, как показать отличия вашего проекта от проектов других дизайнеров, других ваших проектов, вашего обычного подхода. Иногда это процесс, но чаще — что сделано, почему и что вы узнали в процессе;
  • Расскажите, почему ваше участие в проекте дало уникальный и интересный результат.

Описание проекта:

  • Покажите макеты в полном размере, чтобы их можно было рассмотреть;
  • Не используйте мокапы с изометрией и перспективой;
  • Дайте краткий обзор процесса. Особенно, если новая информация привела к его корректировке;
  • Дайте обзор проблемы и предметной области;
  • Покажите, что сделали именно вы: с чего начали, что изменили, какие были ограничения, что вы хотели бы изменить. Изображения «до» и «после» очень ценны.

Список проектов:

  • Представьтесь кратко и уникально;
  • Оформление — либо стандартное, либо невероятно крутое;
  • Подумайте, какая информация будет полезна в списке проектов: какую проблему решали, дата проекта, за что отвечали вы, тип работы;
  • Лучше пара отличных проектов, чем много посредственных. Рекрутёр может посмотреть их все без ощущения, что он что-то упустил;
  • Чтобы посетитель не тратил время, не делайте сложную навигацию и долгую анимацию.

(Самая популярная ссылка в этой подборке, если судить по количеству лайков в ВК.)

Ошибки продуктовых дизайнеров

Евген Ешану рассказал об основных ошибках продуктовых дизайнеров:

  1. Непонимание, как люди будут использовать продукт в реальной жизни;
  2. Убеждённость в их логичности;
  3. Вываливание на пользователя лишней информации. Ожидание, что он прочитает весь предложенный текст;
  4. Инновации ради инноваций;
  5. Изменение привычных паттернов взаимодействия при редизайне;
  6. Неспособность спрашивать, зачем делается продукт, какая задача таким образом решается и другие важные вопросы;
  7. Нежелание писать о продукте просто, для людей;
  8. Добавление большого количества не ключевых возможностей;
  9. Бездумная реализация пользовательских пожеланий;
  10. Привлечение многих людей к созданию продукта. Огромная команда не способствуют оригинальности;
  11. Убеждённость, что пользователь при взаимодействии с продуктом будет сосредоточен и сможет уделить ему достаточно времени;
  12. Добавление на дорожную карту функций вместо бизнес-проблем, которые надо решить;
  13. Отсутствие пользовательского тестирования;
  14. Ожидание от пользователя машинной точности при работе с интерфейсом;
  15. Моментальный переход к решению заявленной проблемы вместо попытки разобраться, правильная ли это проблема;
  16. Непонимание того, что человеческое мышление быстро не меняется. Что было трудным для пользователя 20 лет назад, продолжает быть трудным сегодня.

В реальности никто не протянет вам проблему в красивой и аккуратной упаковке. Её придётся обнаружить самому. Было бы слишком легко видеть только поверхностные изъяны и не копать глубже, чтобы решить настоящие проблемы.

Дон Норман

Дизайн данных

Павел Шерер написал серию статей про дизайн данных. Первая объясняет, что это (не инфографика и не информационная архитектура) и зачем им надо заниматься.

Дизайн данных — проектирование структуры, обмена и обработки данных, то есть:

  • Планирование того, где и как будут храниться данные в вашем продукте, как они будут передаваться между компонентами и как в них обрабатываться;
  • Решение, какую информацию гнать на сервер, какая прекрасно полежит на клиенте, а какой место только на сторонних сервисах.

Что делать, если пользователь изменил свой аватар, но прежний у кого-то ещё валяется в кэше? В какой момент и как нужно провести обновление устаревшей картинки? Вы уверены, что разработчики вообще подумают об этом? А даже подумав, не сделают это топорно, прямо на глазах у пользователя меняя одно изображение на другое? Вроде, банальность, но встречается повсеместно.

В Фейсбуке один из подписчиков раскритиковал подход, и возникло интересное обсуждение.

Таблицы для управления данными

Михаил Греков написал, как сделать удобнее таблицы, с помощью которых пользователи управляют данными (CRM, ERP и прочие системы).

В первой статье разбирается просмотр данных:

  1. Рабочая таблица должна занимать максимум места на экране. Как вариант — опция «на весь экран»;
  2. Объединяйте данные. Если есть данные о фамилии, имени и отчестве, их целесообразно вывести в один столбец ФИО. Должность или роль в системе тоже можно присоединить к ФИО;
  3. Бесконечная прокрутка и кнопка «Показать ещё» не подходят для отображения строк таблицы. Делайте постраничную навигацию. Это удобно и для коллективной работы с таблицей;
  4. Показывайте по умолчанию больше строк на одной странице: 50, 100, 500;
  5. Используйте цветовые индикаторы. Красить строку целиком стоит только при отклонении от нормы;
  6. При наличии цветовых индикаторов полезно отображать легенду цветов;
  7. Храните пользовательские настройки вида, не сбрасывайте их после окончания сеанса;
  8. Связанные сущности (название организации может быть связано с карточкой организации) полезно делать ссылками на соответствующие карточки. Но если таких сущностей в строке много, выделите только полезные в работе;
  9. Строка должна подсвечиваться при наведении курсора. Должна быть возможность выделить строку кликом на неё;
  10. Нет ничего страшного при появлении горизонтальной прокрутки;
  11. В некоторых случаях полезно маркировать просмотренные записи;
  12. Должна быть настройка отображения столбцов с системными свойствами (ID, дата создания, автор, дата изменения);
  13. Переход к просмотру записи удобно сделать по двойному клику;
  14. Иногда удобен режим предпросмотра, когда по клику открывается не вся запись, а сводка по ней, как в Google Drive.

Строка в таблице часто является прелюдией к просмотру полной информации по записи. На моей практике в 99% рабочих таблиц модальный режим просмотра уступал просмотру записи на отдельной странице.

Активное обсуждение в ВК.