В этом выпуске: статьи о сторифреймах, замкнутости интерфейса, знаменитой цитате Генри Форда про быстрых лошадей.
Сторифрейм
Дмитрий Ваницкий написал, как с помощью сторифреймов подружить исследования и прототипирование. И про другие артефакты, которые полезно сделать до вайрфреймов.
Исследователи создают 200-страничные отчёты с детальным описанием всех-всех ранжированных проблем. С этими отчётами непонятно как работать, и полезная информация не учитывается при создании решения.
Исследования и прототипирование должны идти параллельно. Прототипирование — это не конкретно создание вайрфреймов, а процесс моделирования решений для их проверки и улучшения. Модель сначала размыта и поверхностна, но с каждой итерацией всё больше походит на финальный продукт. Происходит движение от абстрактного к конкретному.
Чем абстрактнее, тем быстрее и дешевле вносить изменения. Вайрфреймы — далеко не отправная точка (максимум абстракции). Отправной точкой может быть простой текстовый рассказ о взаимодействии пользователя с продуктом (Storyframe). Сторифреймы можно создавать ещё во время исследования.
Исследования обычно начинаются с интервью: с заказчиками, потенциальными пользователями, ретроспективные интервью, тестирование «мысли вслух». Цель — выявить проблемы, барьеры и преграды, с которыми сталкиваются пользователи и предложить решения.
Но если задать вопрос «Как бы вы хотели, чтобы это работало?», можно получить черновой вариант сторифрейма. Точного решения ответ не даст, но позволит найти основной фокус.
Сторифреймы субъективны: они подойдут только для генерации удачного решения, но бесполезны в тестировании, так как каждый увидит в них своё. Если сторифрейм дополнить деталями, получится User’s Journey Map.
Затем можно рисовать на бумаге скетчи страниц и микрофреймы. Последние показывают переходы между состояниями системы и мелочи, о которых часто забывают: всплывающие окна, уведомления и прочее. Они позволяют проверить систему на замкнутость и возможность достижения пользовательских целей. Недостаток — субъективность интерпретации.
Далее, при создании вайрфреймов, нет задачи получить чёрно-белую версию всех экранов. Здесь прорабатываются шаблоны взаимодействия, навигационные решения и композиция. Работаем с вниманием пользователя. Для минимизации риска появления нерабочих решений лучше сразу использовать реальные данные. На вайрфрейме можно протестировать поток внимания (и прибавить контраста там, где необходимо) и доступность интерфейса.
На готовых макетах можно провести эвристическое тестирование: 10 эвристик Якоба Нильсена или универсальные эвристики Бена Шнейдермана.
Замкнутость интерфейса
Илья Бирман предложил список вопросов для проверки интерфейса на замкнутость. Замкнутость — это что-то вроде математически полной продуманности интерфейса, когда все случаи рассмотрены и противоречия разрешены:
- Для каждой нарисованной кнопки: что произойдёт, если нажать? Не обязательно должна быть прям картинка следующего состояния, но понадобится внятный ответ;
- Для каждой кнопки «Закрыть», «Скрыть» и подобных: как снова открыть, показать?
- Для каждой переменной величины: что, если значение будет отрицательным, нулём, единицей, в сто раз больше, в сто раз меньше, длиннее, короче? Что, если значение изменится в реальном времени?
- Для каждого переменного числа элементов (список, матрица иконок и т.д.): что, если элементов будет ноль, один; в сто раз больше, чем нарисовано. Что, если число элементов изменится в реальном времени?
(Самая популярная ссылка в этой подборке, если судить по количеству лайков в ВК.)
Генри Форд про быстрых лошадей
Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили лошадей побыстрее.
Генри Форд
Вы наверняка слышали эту цитату, так как связаны с IT.
Музей Генри Форда провёл исследование и не нашёл подобной фразы в его письмах и статьях. Впервые она появилась в 2001 году в письме английскому журналу Marketing Week и, скорее всего, просто ему приписана.
Из книги Скотта Фаранелло «Practical UX Design». Подробнее о городах во времена Генри Форда можно прочитать в моём переводе.