В этом выпуске: рассказ Вадика Мармеладова о своих проектах, статьи о том, как писать документацию, о законе Хика, формах записи в салоны красоты, разнице между Customer Development и Custdev, неидеальных состояниях интерфейса, а также пример заботы в приложении «Сбербанка».
Рассказ Вадика Мармеладова
Вадик Мармеладов рассказал о проектах Lapka и ЛОТ, работе с Канье Уэстом:
- Хардверный проект Lapka. «Давайте сделаем что-то с сенсорами». Как не специалист будет использовать алкотестер или дозиметр? Получился модный аксессуар. Человек сначала хочет его купить, а уже потом думает о функциональности;
- Работа с Канье Уэстом над Yeezy. Дизайн магазина Adidas&Yeezy, Канье сказал: «У меня дети, в магазине не должно быть никаких острых углов». Придумали место, похожее на психоделический экспириенс;
- Канье: «Каждый элемент, который мы предлагаем, должен быть изобретён». Тарелка не может быть круглой, даже если это удобно. Мы обязаны попробовать другие версии. Треугольная тарелка появилась в контексте: в пространстве нет столов, и люди едят, положив тарелку себе на колени. Её свойства определены историей;
- Делаем вещи такими, какими они должны быть. И оказывается, что так действительно можно сделать. Хотя раньше мы ограничивали себя и делали как нужно;
- Единственный проект для Канье, который вышел за пределы концепта, — награды и прочие материалы для церемонии награждения PornHub;
- Проект ЛОТ (сейчас): не прямолинейно в диалоге выясняет потребности клиента («любишь ли ты дождь», а не «нужен ли тебе зонт») и формирует персонально для него посылку с повседневными вещами;
- Продукт создаётся через страдание. Создатель либо страдает до конца, либо передаёт его пользователю через недоделанный продукт;
- Мы делаем дизайн не зубной щётки, а ритуала.
Проектная документация
Павел Шерер поделился советами, как писать для проектной команды и прививать ей любовь к чтению документации:
- Погружение в документацию должно быть плавным. Начните с основной информации о проекте: краткое описание, задачи, целевая аудитория, ключевая механика и так далее;
- Используйте современные инструменты, в которых есть интерактивные схемы, встраиваемые в страницы с текстом, перекрёстные ссылки на разделы, макросы и динамические содержания конкретных частей, краткие выжимки из разделов и прочее. Павел использует Confluence с плагинами, Axure и Figma;
- Чётко структурируйте все документы, чтобы пользователь мог быстро найти в них нужную информацию;
- Формат документации подстраивайте под особенности проекта и команды, которая его делает. Технологичные стартапы и типовые икомерс-проекты на Битриксе, инхаус-команды и фрилансеры-удалёнщики, разработчики сайтов и приложений требуют разной информации;
- Придерживайтесь одинаковых формулировок;
- Ведите словарь терминов. Особенно, если это проект в специфической отрасли;
- Пользователю должно быть удобно читать. Разбивайте текст на абзацы, выделяйте важные места, не пишите слишком длинных предложений, используйте списки и подзаголовки. Пишите простым языком;
- Используйте пасхалки, чтобы мотивировать читателей и определять, действительно ли они всё прочитали;
- Поддерживайте актуальность документации хотя бы до конца разработки. А лучше — на протяжении всего проекта.
Закон Хика
Вадим Шлячков написал о законе Хика.
В статьях (и даже в википедии) пишут, что закон Хика утверждает следующее: с увеличением количества вариантов увеличивается время принятия решения.
В своей работе Хик пишет не о «времени принятия решения», а о «времени реакции выбора», что не одно и то же.
- Время простой реакции (simple reaction time) — испытуемый даёт единственный ответ на единственный раздражитель;
- Время реакции выбора (choice reaction time) — от испытуемого требуется реагировать различным образом на разные типы раздражителей;
- Время реакции различения (discrimination reaction time) — предполагает единственный ответ на один из нескольких раздражителей.
Концепция принятия решений подразумевает, что мы можем столкнуться с раздражителем, для которого не установлены варианты реакции. Испытуемый самостоятельно формирует список потенциально возможных реакций и систему оценивания, которая позволяет определить, какой из ответов правильный. Пример: выбор ужина или квартиры.
При оценке времени реакции выбора более сложной задачей будет та, где больше вариантов.
Также исследования показали, что закон:
- Перестаёт работать после практики. После 6000 попыток время реакции на 8 вариантов раздражителей приблизилось ко времени реакции на 2 варианта;
- Не работает, когда раздражитель и способ реакции взаимосвязаны. Надо указать стилусом на подсвечиваемую область;
- Не распространяется на реакцию зрачков;
- Не учитывает эффект последовательностей;
- Ограничен количеством вариантов. Время реакции в эксперименте с 1023 вариантами отличалось всего на 20−30 мс от эксперимента с 31 вариантом;
- Не всегда хорошо описывает ситуацию, когда пользователь может связать предлагаемые варианты ассоциациями.
Формы записи
Артём Полтавцев написал о формах записи в салоны красоты.
Часто салоны работают с сервисами вроде YClients и Sonline. Виджет сервиса не общается с сайтом салона, и все параметры записи пользователь выбирает через виджет: услуга, студия, мастер, время. В этом случае структуру сайта лучше максимально упростить.
Сервис GBooking можно связать с сайтом по API. Логика заказа: выбор первой услуги → выбор студии → добавление услуг → выбор мастера и времени. Выбор первой услуги ограничивает выбор студий, так как не везде может быть одинаковый набор специалистов и оборудования.
Рекомендации:
- Не отвлекайте пользователя. Предлагайте подписаться на ваши соцсети только после того, как он записался. И предусмотрите за это вознаграждение;
- Покажите, какие шаги надо сделать для записи;
- Сообщите время, которое займёт услуга;
- Дайте возможность записаться по телефону или через мессенджеры. У таких услуг есть много нюансов, которые клиент может захотеть уточнить;
- Дайте возможность записаться, не выбирая услуги. Пусть клиент сообщит желаемое время и свои контакты, чтобы остальное уточнить по телефону;
- Добавьте опции, например, выбор молчаливого мастера;
- Дайте удобный способ отменить или перенести запись без звонка в салон;
- Расскажите о сотрудниках и дайте начать запись с конкретного мастера. Постоянным клиентам будет проще записываться к любимым мастерам;
- Напоминайте клиентам о записи.
Customer Development и Custdev
Олег Якубенков написал о разнице между Customer Development и Custdev.
Знание термина Customer Development в англоязычном IT очень низкое. Не говорите, что вы кастдевили своих клиентов, вас не поймут. Также это будет звучать странно в контексте изначального значения термина.
Изначально Customer Development — методология создания новых продуктов и стартапов, где через взаимодействие с потенциальными клиентами проверяются гипотезы о проблеме, решении, рынке, каналах привлечения. Состоит из этапов:
- Обнаружение клиентов;
- Подтверждение клиентов;
- Создание клиентов;
- Построение компании.
На этих этапах используются разные инструменты для проверки гипотез и получения инсайтов: глубинные интервью, опросы, AБ-тесты, тестирование рекламных каналов и всё остальное, что делают в рамках стартапа.
В русскоязычном IT методология сузилась до конкретного метода проверки гипотез — глубинных интервью. То, что мы называем кастдев, англоязычные коллеги называют User Research.
Неидеальные состояния интерфейса
Шейн Дойл написал о неидеальных состояниях интерфейса.
Многие дизайнеры проектируют только идеальное состояние, когда всё отображается корректно и контент идеален. Но есть ещё состояния:
- Пустое: контент ещё не добавлен, нулевые результаты поиска, пользователь удалил контент;
- Загрузка: когда загружается контент или выполняется какое-то действие. Важно донести до пользователя, что программа не зависла;
- Частичная наполненность: когда есть только часть контента. Подумайте, как помочь пользователю сделать так, чтобы получить идеальное состояние;
- Неидеальное: слишком длинный или короткий текст, изображения в неправильном формате или отсутствуют, нет части контента. Пользователь не должен думать, что программа сломалась;
- Интерактивное: фокус на элементе, заполнение поля и другие изменения интерфейса после взаимодействия с пользователем;
- Ошибка: нет подключения к сети, пользователь сделал что-то не то, системная ошибка. Важно, чтобы пользователь понимал суть ошибки и что ему делать;
- Выполнение действия: когда пользователь справился со своей задачей. Состояние может отличаться для разных пользовательских задач.
(Самая популярная ссылка в этой подборке, если судить по количеству лайков в ВК.)
Защита от ошибки
Александр Караваев нашёл, если попробуете в приложении «Сбербанка» пополнить баланс телефона, номер которого отличается от вашего на 1−2 цифры, приложение обратит на это внимание.
