В этом выпуске: видео о составлении функциональных требований во время переговоров с клиентом, статьи о работе с рекомендателями ваших услуг, защите дизайна перед клиентом, сохранении интереса к дизайнерской работе, способах поощрения пользователей продуктов, создании доступного интерфейса, написании интерфейсных текстов, работе яндексовой Алисы.
Составление функциональных требований на переговорах
Егор Камелев рассказал, как составить функциональные требования к продукту перед началом работ по проектированию.
Получилось 2-часовое видео по темам:
- Вопросы клиенту для сбора функциональных требований;
- Пользовательские сценарии на лету;
- Как пользоваться шпаргалкой по составлению функциональных требований.
Начинать смотреть с 13:45.
Работа с рекомендателями ваших услуг
Он же дал совет из своего опыта проектировщика-фрилансера:
Если вам рекомендовали клиента, держите рекомендующего в курсе как о процессе, так и о результате работы с этим клиентом. Вне зависимости от самого результата.
Я следовал этому правилу и даже иногда предлагал рекомендателям роялти с выполненных услуг. И те же люди рекомендовали меня снова и снова. Это одна из причин, ко которой спрос на мою услугу превышал предложение. А те, кого я в начале карьеры держал в неведении, больше меня не рекомендовали, потому что не знали, чем обернулась их рекомендация.
Среди тех, кто сейчас читает этот пост, есть немало людей, которые получили от меня клиентов: и хороших, и «трудных». Но нет ни одного человека, который сообщил бы мне о результате взаимодействия, чтобы я мог порекомендовать его снова. (Ну, кроме моего первого круга знакомых, на модель поведения которых я стараюсь влиять лично).
Тот человек, который это сделал бы, продемонстрировал бы мне высокий уровень сервиса и навлёк на себя дополнительный ручеёк платежеспособных клиентов. Но реальность такова, что я постоянно нахожусь в поисках «свежей крови», а новые входящие ко мне обращения по проектированию, дизайну, разработке и продвижению всё чаще остаются вовсе без рекомендаций.
Защита дизайна перед заказчиком
Евгений Яровой рассказал, как защитить дизайн перед заказчиком. (Можно смотреть на скорости 1,5.)
- Не делайте говно;
- Полное взаимопонимание с клиентом не всегда ведёт к успешной защите. Возможно, задача была поставлена неправильно, клиент это осознал, но не хочет ставить её заново и увеличивать бюджет проекта.
Составьте портрет клиента, включающий:
- Канал продаж. Если клиент изучил сайт и портфолио, ваш подход к работе и пришёл конкретно к вам — это одно. Если просто от кого-то получил ваш номер телефона — это другое. Одинаково работать с такими клиентами нельзя;
- Отношение к цене. Клиент может считать, что у вас слишком дорого, но всё равно подписать договор (некогда искать другого исполнителя). Он будет стремиться выжать из вас всё.
Надо:
- Понять, насколько вы полезны и насколько у вас с клиентом общие взгляды. Лучше не работать с нелояльными клиентами;
- Всё объяснить заранее: рабочий процесс, что вы будете делать, почему такая сумма.
Заключайте договор и читайте его вместе с клиентом, так как это регламент ваших отношений. Улучшайте его, если что-то идёт не так (например, 5-я итерация правок).
Полезные условия договора:
- 100-процентная предоплата этапа;
- Предоплата не возвращается. Это прекрасно втягивает клиента в рабочий процесс. Как можно договариваться на равных, если клиент может попросить вернуть часть предоплаты, а вы надеетесь получить оставшиеся деньги в случае оплаты 50/50?
- Возможность расторгнуть договор после сдачи этапа;
- Невозможность возврата на сданный этап;
- Закрепление в договоре списка участников со стороны клиента.
Когда задача сформулирована, стоит проговорить и обосновать, как вы делать не будете.
Презентация:
- Дизайн надо презентовать, а не просто отправлять картинками без комментариев. Если нет возможности встретиться — запишите презентацию на видео. Покажите, через что вы пришли к решению;
- У всех, кто присутствует на презентации, должно быть одинаковое понимание проекта;
- Выключайте ЧСВ. Если клиент с чем-то не согласен, возможно, вы не поняли его бизнес и сделали не то. Есть много деталей, которые выясняются уже потом, несмотря на весь предварительный анализ;
- Если клиент предлагает решения, докапывайтесь до проблем, которые он таким образом решает.
Что делать с демагогами со стороны заказчика:
- Обратиться к ним лично после общего обсуждения, дать выговориться;
- Обострить. «У вас есть сомнения, но вы не можете их сформулировать? Это заводит проект в тупик, и мы не знаем, куда двигаться дальше»;
- Вернуться к фактам. «Тема нашего разговора следующая. Мы исходили из этих документов и этой презентации»;
- Не дерзить. Человек должен понимать, что конкретно к нему относятся хорошо.
Если клиент говорит «клиент всегда прав» — это стопроцентный демагог.
Отправляйте результаты работ по электронной почте на клиентский адрес, указанный в договоре. Отправка макетов обычной почтой на юридический адрес заказчика с описью вложения точно подтвердит, что вы свою работу сделали.
В презентации побилась ссылка на типовой договор Евгения. Вот корректная ссылка.
Краткий пересказ также опубликован на Яндекс Дзене.
Сохранение интереса к работе
Илья Сидоренко написал, как сохранить интерес к дизайнерской работе:
- Изучить что-то новое в дизайне или смежных областях;
- Относиться даже к банальным задачам как к вызовам и придумывать самые лучшие решения (пусть даже для небольших деталей интерфейса). Это улучшит ваши навыки, которые откроют доступ к более масштабным задачам;
- Если не поручают масштабных задач, придумать их самостоятельно: обновить визуальный стиль или повысить удобство крупного сервиса;
- Если есть возможность, попробовать перейти на руководящую должность;
- Из студии перейти в продукт и наоборот. Или просто поменять место работы;
- Делиться своим опытом и знаниями с другими;
- Принять, что в рутине нет ничего плохого, что это часть работы любого специалиста.
Хорошо, если рутина вам по душе. В этом случае проще преодолевать упадки мотивации и неудачи, без которых не бывает достижений.
Поощрение пользователей продуктов
Николас Крамер написал о способах поощрения пользователей продуктов.
Информационное поощрение (новый контент):
- Становится обыденным: контента становится больше, получить его — проще;
- Не весь контент одинаково ценен;
- Важно найти способ подсказать пользователю, что пора остановиться. Например, как это делает Instagram.
Социальное:
- Обращено к честолюбию, самооценке, жажде общественного признания;
- Вызывает сильные эмоции;
- Социальные медиа развиваются, меняются и подходы к поощрению. Кнопка Like → несколько эмоций для выбора.
Геймификация:
- Использование игровых элементов (баллы, достижения, список лидеров) в неигровых продуктах;
- Активно внедряется образовательными проектами. Например, Treehouse, Duolingo и Codecademy;
- Пользователь видит, что уже выполнил и что ещё предстоит сделать. Чем больше он работает с продуктом, тем сильнее привязывается;
- Подходит не всем продуктам. Назначение продукта должно располагать к игровым механикам.
Монетизация:
- Пользователь получает деньги или материальные призы за выполнение определённых действий. Например, викторина HQ Trivia и её русский аналог «Клевер»;
- Важно объяснить пользователям, когда они могут получить вознаграждение. Если выплаты происходят без проблем, это очень хорошо стимулирует пользоваться продуктом.
Доступный интерфейс
Специалисты «Сбербанка» подготовили общие правила создания доступного интерфейса. В том числе в гайдлайне есть раздел, ориентированный на дизайнера.
Все выигрывают от дизайна, который легко воспринимать и с которым легко работать. Люди с разными способностями видят ваш дизайн и взаимодействуют с ним по-разному — разнообразие человеческих особенностей порождает разнообразие дизайна.
Аккуратный и ясный дизайн помогает всем понять функциональность и информацию, которую он доносит; возможность по-разному взаимодействовать закрывает большинство пользовательских сценариев.
(Самая популярная ссылка в этой подборке, если судить по количеству лайков в ВК.)
Гайд по написанию интерфейсных текстов
Специалисты «Собаки Павловой» рассказали, как сделали для «Сбербанка» гайд по написанию интерфейсных текстов. Сам документ посмотреть нельзя, но в кейсе есть интересные отрывки:
- Не используйте слова, в значении которых не вполне уверены;
- Если можно использовать простое короткое слово, не используйте длинное, даже если оно звучит солиднее;
- Если специальный термин или слово из профессионального жаргона можно заменить понятным общеизвестным словом — так и сделайте;
- Постарайтесь не сокращать слова;
- По возможности не используйте аббревиатуры, кроме самых общеизвестных. Если используете — обязательно расшифровывайте;
- В большинстве случаев связку «о том» можно исключить без потери смысла. Например, во фразе «Помните о том, что сотрудники банка никогда не спрашивают пинкод».
Яндексовая Алиса
Борис Янгель и Денис Филиппов из «Яндекса» рассказали, как работает Алиса. Например, про сохранение контекста:
С точки зрения «болталки» контекст — это те предыдущие n предложений диалога, в рамках которых нужно выдать ответ. И из этого сразу следует, что «болталка» никаким долгосрочным контекстом не располагает, а оперирует только краткосрочным, то есть не знает, что пользователь сказал вчера или что ему в принципе нравится и интересно. Это большая, открытая исследовательская задача: как учесть такую информацию в нейросетевых моделях?
Есть ли какой-то параметр того, сколько реплик запоминает Алиса? Допустим, можно ли у нее сначала спросить, какая погода в Москве, и потом еще 10 раз спросить: а в Лондоне, а в Париже?
Этот модуль по-другому устроен. Грубо говоря, сейчас состояние диалога Алисы — это текущий диалоговый сценарий («сценарий», состоящий из слотов, которые должны быть заполнены для выполнения запроса). Пока мы можем связать то, что говорит пользователь, с текущим состоянием, мы всегда будем поддерживать контекст. Если вы спросили про погоду, то дальше, сколько бы вы ни говорили «а в Москве…», «а в Питере…», «а на завтра…», «а на выходные…», пока классификатор уверен, что это уточнение погоды, можно будет спрашивать вечно.