В этом выпуске: материалы о дизайне на фрилансе, первичных переговорах с клиентами, применении динамических панелей в Акшуре, экспериментах в области поведенческой психологии, статьи об оптимизации структуры интернет-магазина под поисковые системы, онбординге в профессиональных системах, дневниковых исследованиях, навигации для людей с ограниченными возможностями, а также кейс проектирования приложения для самостоятельных путешественников.
Анонсы одной строкой
Егор опубликовал небольшие заметки:
- О том, что функциональные требования — это по сути повторение задачи, которую ранее озвучил заказчик;
- Об одном красном флажке, с помощью которого можно выявить проблемных клиентов.
Также он:
- Записал 8-минутное видео о том, можно ли на самом деле освоить профессию дизайнера, заниматься любимым делом и зарабатывать, находясь на каком-нибудь тёплом острове;
- Опубликовал расширенную версию статьи «19 проверочных вопросов после первичных переговоров с клиентом»;
- Написал про практическое применение динамических панелей в Axure.
Поведенческая психология
Я рассказал об экспериментах в области поведенческой психологии, которые показывают, как разные факторы влияют на поведение людей.
Например, на совершаемый выбор:
- Эффект якоря. Произвольные числа в определённом контексте влияют на то, какую цену мы готовы предложить за товар или какое количество товаров мы покупаем. При этом изначально установленный якорь изменить тяжело;
- Эффект приманки. Добавление варианта, который заведомо хуже другого варианта, делает этот другой вариант более привлекательным;
- Эффект контраста. Добавление очень дорогого варианта смещает распределение выбора к более дорогим вариантам (звучит довольно очевидно).
А также несколько экспериментов, показывающих:
- Как широта выбора влияет на изначальный интерес и итоговую конверсию;
- Какие факторы приводят к снижению уровня мошенничества и его повышению.
Структура интернет-магазина для SEO
Дмитрий Мрачковский рассказал о нюансах создания структуры интернет-магазина для лучшей индексации поисковиками. Например:
Один товар относится к разным категориям и доступен по нескольким адресам. Лучшее решение — вынести адреса товаров в отдельную директорию. Если все категории располагаются в /catalog/, то товары размещайте в /products/, /goods/, /items/. Это поможет поисковикам понять, какая страница относится именно к товару. А вас избавит от необходимости придумывать сложные решения, чтобы сохранить в URL вложенность товара в категорию.
Если товары привязаны к нескольким категориям, то что выводить в хлебных крошках товара? Самый простой вариант — выбрать главную категорию и отображать её. Вариант посложнее — отслеживать категорию, из которой пользователь перешёл на товар, и подставлять её в крошках. Это удобно и полезно для пользователей, которые переходят на товар из категории в одной вкладке и возвращаются назад по хлебным крошкам. Иногда пользователь переходит на товар с главной страницы, по рекламе или прямой ссылке. В этих случаях стоит выбрать главную категорию и подставлять её по умолчанию.
(Самая популярная ссылка в этой подборке, если судить по количеству лайков в ВК.)
Онбординг в профессиональном интерфейсе
Евгений Романовский написал, почему в профессиональных интерфейсах обычно не бывает онбординга:
- Разрабатывать и поддерживать туры по системе и т. п. для нескольких тысяч человек, особенно если релизы идут каждый квартал, просто невыгодно. Здесь работают другие инструменты: рассылки новостей со скриншотами, видео или баннер при запуске новой версии. Кроме того, обновляется контекстная справка и большой талмуд-мануал — его профи иногда читают;
- Сложно определить, какой контент подавать пользователям. В профессиональных интерфейсах число ролей измеряется десятками. Вид и возможности системы зависят от выбранной роли;
- Не известно заранее, для решения какой задачи пользователь пришёл. На информационно плотных экранах упаковано большое число сценариев. Сложно понять, о чём рассказывать конкретному пользователю, когда подсказки уместны. Вероятность угадать ничтожна, пришёл ли гипотетический бухгалтер в систему, чтобы оплатить счета, или чтобы начислить зарплату, или чтоб подготовить годовой отчёт. Множество задач решаются на одном и том же экране.
Дневниковое исследование
Дневниковое исследование — одна из методик сбора качественных данных, которая позволяет узнать, как меняется поведение и опыт потребителей с течением времени (от нескольких дней до нескольких месяцев).
Что таким образом можно узнать:
- В какое время суток люди взаимодействуют с продуктом;
- Как часто это делают;
- Как выглядит сценарий работы при выполнении долгосрочной задачи;
- Легко ли обучиться использованию системы;
- Как меняется лояльность с течением времени;
- Как выглядит взаимодействие с компанией, проходящее через разные каналы связи (сайт, почта, телефон, социальные медиа и так далее).
В статье расписаны этапы исследования и даны советы, например, как мотивировать участников.
Навигация для людей с ограниченными возможностями
Николас Крамер рассказал, как оптимизировать навигацию для людей с ограниченными возможностями.
Если пользователь использует для навигации клавишу Tab, в начале страницы покажите ему скрытую ссылку для перехода к основному содержимому страницы. Википедия даёт перейти к общей навигации или строке поиска.
Добавьте специальное меню, доступное с клавиатуры. В Фейсбуке таких три. Первое позволяет перейти к определённым секциям на странице. Второе даёт быстрые ссылки на разные страницы. Третье — на все специальные возможности Фейсбука.
Настройте кнопки быстрого доступа. В Твиттере с помощью кнопок «J» и «K» можно перемещаться между твитами, а с помощью «.» — загрузить новые и переместиться в их начало.
Проектирование приложения для самостоятельных путешественников
Андрей Клицунов рассказал о проектировании приложения, которое поможет самостоятельному путешественнику выбрать оптимальный билет на немецких железных дорогах.
Хороший пример кейса в портфолио аналитика-проектировщика:
- Описание предметной области и проблемы;
- Анализ потребности и целевой аудитории с помощью форума;
- Выделение ключевых сценариев;
- Создание в Axure детализированного прототипа с реальным контентом.
Закладывать в прототип реальные данные о билетах и ценах (880 строк) и показывать билеты, которые действительно соответствуют пользовательскому запросу, — это слишком. Но если такая задача у вас всё-таки появится, акшура для неё подойдёт.