66. Оптимизация структуры интернет-магазина для поисковиков

В этом выпуске: материалы о дизайне на фрилансе, первичных переговорах с клиентами, применении динамических панелей в Акшуре, экспериментах в области поведенческой психологии, статьи об оптимизации структуры интернет-магазина под поисковые системы, онбординге в профессиональных системах, дневниковых исследованиях, навигации для людей с ограниченными возможностями, а также кейс проектирования приложения для самостоятельных путешественников.

Анонсы одной строкой

Егор опубликовал небольшие заметки:

Также он:

Поведенческая психология

Я рассказал об экспериментах в области поведенческой психологии, которые показывают, как разные факторы влияют на поведение людей.

Например, на совершаемый выбор:

  • Эффект якоря. Произвольные числа в определённом контексте влияют на то, какую цену мы готовы предложить за товар или какое количество товаров мы покупаем. При этом изначально установленный якорь изменить тяжело;
  • Эффект приманки. Добавление варианта, который заведомо хуже другого варианта, делает этот другой вариант более привлекательным;
  • Эффект контраста. Добавление очень дорогого варианта смещает распределение выбора к более дорогим вариантам (звучит довольно очевидно).

А также несколько экспериментов, показывающих:

  • Как широта выбора влияет на изначальный интерес и итоговую конверсию;
  • Какие факторы приводят к снижению уровня мошенничества и его повышению.

Структура интернет-магазина для SEO

Дмитрий Мрачковский рассказал о нюансах создания структуры интернет-магазина для лучшей индексации поисковиками. Например:

Один товар относится к разным категориям и доступен по нескольким адресам. Лучшее решение — вынести адреса товаров в отдельную директорию. Если все категории располагаются в /catalog/, то товары размещайте в /products/, /goods/, /items/. Это поможет поисковикам понять, какая страница относится именно к товару. А вас избавит от необходимости придумывать сложные решения, чтобы сохранить в URL вложенность товара в категорию.

Если товары привязаны к нескольким категориям, то что выводить в хлебных крошках товара? Самый простой вариант — выбрать главную категорию и отображать её. Вариант посложнее — отслеживать категорию, из которой пользователь перешёл на товар, и подставлять её в крошках. Это удобно и полезно для пользователей, которые переходят на товар из категории в одной вкладке и возвращаются назад по хлебным крошкам. Иногда пользователь переходит на товар с главной страницы, по рекламе или прямой ссылке. В этих случаях стоит выбрать главную категорию и подставлять её по умолчанию.

(Самая популярная ссылка в этой подборке, если судить по количеству лайков в ВК.)

Онбординг в профессиональном интерфейсе

Евгений Романовский написал, почему в профессиональных интерфейсах обычно не бывает онбординга:

  1. Разрабатывать и поддерживать туры по системе и т. п. для нескольких тысяч человек, особенно если релизы идут каждый квартал, просто невыгодно. Здесь работают другие инструменты: рассылки новостей со скриншотами, видео или баннер при запуске новой версии. Кроме того, обновляется контекстная справка и большой талмуд-мануал — его профи иногда читают;
  2. Сложно определить, какой контент подавать пользователям. В профессиональных интерфейсах число ролей измеряется десятками. Вид и возможности системы зависят от выбранной роли;
  3. Не известно заранее, для решения какой задачи пользователь пришёл. На информационно плотных экранах упаковано большое число сценариев. Сложно понять, о чём рассказывать конкретному пользователю, когда подсказки уместны. Вероятность угадать ничтожна, пришёл ли гипотетический бухгалтер в систему, чтобы оплатить счета, или чтобы начислить зарплату, или чтоб подготовить годовой отчёт. Множество задач решаются на одном и том же экране.

Дневниковое исследование

Дневниковое исследование — одна из методик сбора качественных данных, которая позволяет узнать, как меняется поведение и опыт потребителей с течением времени (от нескольких дней до нескольких месяцев).

Что таким образом можно узнать:

  • В какое время суток люди взаимодействуют с продуктом;
  • Как часто это делают;
  • Как выглядит сценарий работы при выполнении долгосрочной задачи;
  • Легко ли обучиться использованию системы;
  • Как меняется лояльность с течением времени;
  • Как выглядит взаимодействие с компанией, проходящее через разные каналы связи (сайт, почта, телефон, социальные медиа и так далее).

В статье расписаны этапы исследования и даны советы, например, как мотивировать участников.

Навигация для людей с ограниченными возможностями

Николас Крамер рассказал, как оптимизировать навигацию для людей с ограниченными возможностями.

Если пользователь использует для навигации клавишу Tab, в начале страницы покажите ему скрытую ссылку для перехода к основному содержимому страницы. Википедия даёт перейти к общей навигации или строке поиска.

Добавьте специальное меню, доступное с клавиатуры. В Фейсбуке таких три. Первое позволяет перейти к определённым секциям на странице. Второе даёт быстрые ссылки на разные страницы. Третье — на все специальные возможности Фейсбука.

Настройте кнопки быстрого доступа. В Твиттере с помощью кнопок «J» и «K» можно перемещаться между твитами, а с помощью «.» — загрузить новые и переместиться в их начало.

Проектирование приложения для самостоятельных путешественников

Андрей Клицунов рассказал о проектировании приложения, которое поможет самостоятельному путешественнику выбрать оптимальный билет на немецких железных дорогах.

Хороший пример кейса в портфолио аналитика-проектировщика:

  • Описание предметной области и проблемы;
  • Анализ потребности и целевой аудитории с помощью форума;
  • Выделение ключевых сценариев;
  • Создание в Axure детализированного прототипа с реальным контентом.

Закладывать в прототип реальные данные о билетах и ценах (880 строк) и показывать билеты, которые действительно соответствуют пользовательскому запросу, — это слишком. Но если такая задача у вас всё-таки появится, акшура для неё подойдёт.