62. Избранные книги о дизайн-системах

В этом выпуске: 2-й выпуск передачи «ДжонФёдор», интервью с Павлом Грозяном, статьи об интерфейсе для профессионалов, адаптации пользователя и сотрудника, подборка книг о дизайн-системах.

ДжонФёдор, 2-й выпуск

В студии Евгения Ярового записали 2-й выпуск передачи про дизайн, в котором обсудили:

  • Плюсы и минусы использования визуальных референсов в работе. Почему Лебедев не прав, когда называет поиск референсов тупостью;
  • Победителей конкурса «Золотой сайт» и нюансы его проведения: в жюри были сотрудники компаний, чьи работы участвовали в конкурсе, и они ставили высокие оценки своим и топили конкурентов;
  • Как работать с клиентскими правками.

Интервью с Павлом Грозяном

Сергей Сурганов из Notion взял интервью у Павла Грозяна, дизайнера в финтех-стартапе Zero.

Поговорили про банковские сервисы, жизнь в Сан-Франциско, зарплаты в стартапах, продукты MacPaw вроде Clean My Drive, как стать дизайнером (делать проекты, а не забивать голову книжками, следить за работой хороших дизайнеров).

В среднем в стартапах платят $120−140 тысяч в год. $100 тысяч — это очень маленькие деньги. Однокомнатная квартира в Сан-Франциско стоит около $3000 в месяц, это половина всех денег после уплаты налогов. И ещё где-то половину от того, что осталось, ты тратишь на еду.

Самая дорогая валюта, которая есть сейчас — это наше время и внимание. Snapchat, например, — это один из способов монетизации внимания человечества. Даёт ли он какую-то ценность, зависит от того, что ты смотришь в ленте. Ты можешь в Instagram читать публикации голожопых философов, а можешь следить за людьми из индустрии, быть в теме и иметь возможность с ними встретиться и поговорить.

Интерфейс для профессионалов

Екатерина Гордеева написала, чем отличается проектирование профессиональных интерфейсов:

На этапе исследования надо уделить самое пристальное внимание условиям, в которых работает оператор. Зачастую их можно определить куда точнее, чем для интерфейса массового сервиса. Это не только физическая среда, но и внешние рамки: служебные требования, специфика деятельности, регламенты и т.п. Нам нужно досконально разобраться в контексте, не ограничиваясь взаимодействием оператора с системой.

Разумеется, интерфейс должен учитывать нюансы рабочего процесса, выявленные в ходе исследования: кто, как, где, при каких обстоятельствах и сколько времени будет им пользоваться.

Адаптация пользователя

Адаптация пользователя — больше, чем просто экранные заставки и подсказки в интерфейсе.

Чтобы помочь пользователю разобраться с новым интерфейсом, надо понять, какая у него цель и какие шаги нужны для её достижения. Особое внимание — ключевым моментам взаимодействия: первое открытие приложения, регистрация.

Для каждого шага сокращайте ввод данных. Регистрация обычно нужна, чтобы входить в свой профиль с разных устройств. Если это не требуется, зачем регистрироваться? Например, appear.in создаёт видеоконференции без регистрации и даже указания имени.

Объясняйте, зачем вам нужны те или иные пользовательские данные. Например, при регистрации Apple ID дата рождения нужна для подтверждения личности и активации некоторых сервисов.

Рассказывайте о функциях своевременно. О продвинутых возможностях стоит знать только тем пользователям, которых можно считать продвинутыми.

Для обучения используйте механику приложения. Например, Trello рассказывает о себе с помощью карточек и списков.

Убедитесь, что подсказки можно пропустить.

Задействуйте пустые экраны: показывайте образец будущего содержимого или популярный контент.

Адаптация сотрудника

Новый участник социальной группы должен сначала осознать своё положение и ожидания, которые на него возложены. Иначе его будет ждать непонимание коллег или даже изгнание из группы.

Дмитрий Ваницкий написал, как он с коллегами изменил процесс адаптации в отделе дизайна (80 человек).

Наблюдение без вмешательства за новичками показало: они успешно сдают тесты на адаптацию, но не понимают своих обязанностей, ожиданий компании и её устройства.

Ведение дневника новобранцами позволило составить списки проблем и инсайтов, ранжировать их по частоте появления и актуальности. Появилась начальная ментальная модель правильной адаптации.

Ретроспективные интервью с теми, кто работает в компании меньше года, дополнили список и скорректировали актуальность проблем.

Исследование чужого опыта не дало готового решения, но принесло несколько приёмов, пригодившихся при проектировании нового процесса:

  • Пошаговая инструкция для новичков, которая отвечает на многие вопросы;
  • Тимбилдинг в исконном его понимании, когда человек знакомится с командой и может определить свою роль;
  • Свобода выбора задач для решения, чтобы мотивировать дополнительно.

Составили Journey Map идеального процесса и сравнили с существующим. Оказалось, адаптация решала только задачи бизнеса: знакомство с компанией, уставом. При этом специалист сам разбирался, как всё устроено, чего от него ждут и что делать. Корнем зла стали недостаток понимания собственных обязанностей, несогласованность ментальной модели новичка с реальным рабочим процессом.

Решили сделать так, чтобы адаптация увлекала самим процессом. Увлечённость процессом (состояние потока) можно стимулировать:

  • Дать людям ясную цель;
  • Объяснить, как этой цели добиться, и передать контроль;
  • Давать оперативную обратную связь по мере приближения или удаления от цели;
  • Убрать лишние раздражители, усилив концентрацию. Например, новобранец занимается одной адаптационной задачей, а не разгребает накопившиеся завалы;
  • Предусматривать постоянное развитие личности.

Адаптация в отделе дизайна длится 5 дней:

  1. Введение в роли и дизайн-процесс в целом;
  2. Исследование;
  3. Прототипирование;
  4. Визуальный дизайн;
  5. Тестирование и презентация.

Каждый день курирует эксперт в соответствующей области. В начале дня — лекции. В остальное время новичок выполняет практическое задание. Он задаёт эксперту вопросы, получает от него обратную связь по заданию.

В конце дня — промежуточный итог и рекомендации по дальнейшему росту. В конце недели — ретроспектива со всеми экспертами, обсуждение сильных и слабых сторон. Они составляют план развития на ближайшее время. План даёт критерии оценки сотрудника по итогам испытательного срока.

Книги о дизайн-системах

Юрий Ветров, который с 2012 года строит в Mail.Ru Group дизайн-систему Paradigm, прочитал почти все книги о дизайн-системах и выбрал те, что показывают правильные точки зрения:

  1. Кристофер Александер — Язык шаблонов. Города. Здания. Строительство (1977);
  2. Nathan Curtis — Modular Web Design (2009);
  3. Anna Debenham — A Pocket Guide to Front-End Style Guides (2013);
  4. Brad Frost — Atomic Design (2017);
  5. InVision — Design Systems Handbook (2017).

В статье он рассказал о достоинствах этих книг, а также дал ссылки на другие полезные материалы.

(Самая популярная ссылка в этой подборке, если судить по количеству лайков в ВК.)