92. Советы продуктовым дизайнерам

В этом выпуске: видео с Сергеем Прокофьевым из CreativePeople и Иваном Васиным, статьи о хорошем интерфейсном тексте для банка, символах «ленточка, сердечко, поднятый большой палец и звёздочка», дизайне данных, а также 10 важных советов продуктовым дизайнерам.

Разговор с Сергеем Прокофьевым из CreativePeople

Валерий Пеньков из томской «Студии Т» поговорил с Сергеем Прокофьевым, исполнительным директором CreativePeople:

  • Про ранние годы компании, начинавшей с 4 сотрудников и офиса на чердаке;
  • Снижение костов в 2007-м году и перенос офиса в квартиру в Медведково (с клиентами пили чай на кухне), что позволило легко пережить кризисный 2008-й;
  • Партнёрство с другими студиями: часть пресейла и рекомендательная история, совместные проекты, аутсорсинг, помощь в выстраивании процессов. Чтобы стать партнёром, надо специализироваться на определённых задачах;
  • Проект для офиса Мегафона с иллюстрациями, посвящёнными разным городам России. Стоимость иллюстраций;
  • Самое длительное сотрудничество с клиентом (Эконика);
  • Объединение разных компетенций: по ключевому спектру задач они больше диджитал-агентство, чем креативное. Основная тема — UX/UI, но креативная история тоже актуальна;
  • Удалённый формат работы: практикуют и относятся хорошо, хоть есть и свои истории про продолбанного флешера. Удалённых арт-директоров нет, но есть дизайнеры и даже пара менеджеров. Трекинг времени — стандартная практика (не только для удалёнщиков), но без записи экрана. Важно, как закрываешь задачи;
  • Поиск кадров: в Москве искать сложно, берут из регионов. Сложно конкурировать с инхаус-командами, ДМС и спортзал решают;
  • Участие в тендерах;
  • Зарплаты: их обсуждение в агентстве запрещено. На базовой позиции можно зарабатывать 30 тысяч. Важно расти, тогда будут расти и доходы. За полгода-год можно вырасти в 2 раза, но дальше — медленнее;
  • Возможность обучения — то, что привлекает новых сотрудников.

Разговор с Иваном Васиным о деньгах

Иван Васин и консультант Алишер Хасанов обсудили, что делать, чтобы бренд-бюро «Щука» стало зарабатывать больше. Ниже — не цитаты, а примерный пересказ отдельных витков разговора.

О часовых ставках

Иван: В некоторых проектах стали работать по часовым ставкам. Посчитали, сколько часов можем произвести, сколько из них продаётся и списывается, получили стоимость часа.

Западные клиенты работают только по часам. Российским некомфортно, когда нет фиксированной цены и нельзя забронировать сумму в бюджете.

При почасовой оплате не можешь получить сверхприбыль, зато получаешь предсказуемость. В «Щуке» это примерно половина оборота. Как понять, фикс или почасовка приносит нам больше прибыли?

Алишер: В случае с почасовой оплатой вы превращаетесь в аутсорсера. Вся ценность вашей работы превращается в N часов. Это тупиковый путь.

О поиске клиентов

Иван: Есть сегмент компаний, которым наши компетенции дадут определённый результат. Среди 7 млрд людей достаточно тех, кому мы можем это предложить. Поэтому мы хотим, чтобы о нас узнало как можно больше людей, ездим в Нью-Йорк, Лондон, делаем громкие проекты.

Алишер: Можно делать проще. Не обязательно ездить, можно созваниваться. За то же время можно назначить 10 видеовстреч и поговорить с 10 потенциальными клиентами.

Надо делать это системно, развивать компетенцию поиска. Если сидеть и ждать, нельзя прогнозировать результат.

Иван: Сейчас машинка работает. Если создаёшь определённое количество инфоповодов, получаешь лиды. Сохраняя активность, получаешь нужного клиента в течение определённого периода времени.

Проблема с увеличением этой активности. Нанимаем копирайтера и дизайнера для оформления кейсов, выступаем на конференциях, преподаём, но это не даёт кратный рост.

Алишер: В моём подходе самое важное — понять, с кем вам нравится и с кем выгодно работать.

Для этого надо проанализировать текущих клиентов. Понять, кто из них самые классные, как они искали подрядчика, как вышли на вас, почему решили работать с вами, что им больше всего понравилось, что отличает вас от остальных.

Тогда вы понимаете, какие клиенты вам нужны, а также — свою ценность для них.

Хороший интерфейсный текст

Анна Кочеткова рассказала, как писать хороший интерфейсный текст с примерами из банковской сферы.

Продумывайте контент на этапе проектирования, так как он может повлиять на дизайн.

Например, дизайнер создал лёгкий интерфейс с тарифами. Пакеты услуг стоят недёшево, клиент будет изучать условия и подробности, прежде чем покупать их. Дизайнер не знал этого, и важные для клиента условия оказались в неудобных всплывающих подсказках.

Чтобы пользователи читали текст, он должен быть простым, кратким и хорошо структурированным.

В 1997 году Якоб Нильсен тестировал текст про достопримечательности Небраски:

  • Из базового варианта убрали лишние подробности и цифры, читаемость выросла на 58%;
  • Текст не трогали, но достопримечательности собрали в ненумерованный список, +47%;
  • В базовом варианте сложные слова заменили простыми, +27%;
  • Объединение этих вариантов дало увеличение читаемости на 120% (в 2,2 раза).

В статье много примеров понятных и простых формулировок для банковской сферы.

Иконки ленточка, сердечко, поднятый большой палец и звёздочка

Илья Бирман написал про иконки «ленточка» (закладка), «сердечко», «поднятый большой палец» и «звёздочка».

Ленточка означает, что ты хочешь запомнить эту страницу и упростить себе повторный доступ к ней. Вероятно, где‑то в интерфейсе есть список сохранённых страниц. Или страницы с закладками хотя бы выделены в оглавлении, и ты можешь быстро их найти. Мы не ожидаем, что наши закладки увидит кто‑то другой.

Сердечко просто выражает твоё отношение к предмету: «нравится». В интерфейсе могут быть места, где собраны понравившиеся страницы, но по умолчанию этого никто не обещает. При этом твоё отношение, вероятно, будет передано автору страницы и может быть использовано в рекомендациях другим читателям. Мы не ожидаем, что наши сердечки останутся нашим частным делом.

Поднятый большой палец не просто выражает отношение к предмету, но и сообщает его автору. Мы ожидаем, что автору точно покажут, что люди жмут на эту иконку. Мы даже не думаем использовать это как способ «сохранить» понравившуюся страницу.

Звёздочка — это джокер. Она может значить что угодно и работать как угодно.

Смысл этих символов и наши ожидания от них меняются с развитием популярных продуктов.

Дизайн данных

Павел Шерер написал цикл статей о дизайне данных.

Цикл в большей степени рассчитан на дизайнеров и проектировщиков, но может оказаться полезен и кодерам (начинающим и мидлам), если они хотят стать полноценными продуктовыми дизайнерами.

  1. Что и зачем? Статья объясняет, что такое дизайн данных (не инфографика и не информационная архитектура), как он влияет на UX и зачем им надо заниматься;
  2. Как? Как происходит работа над дизайном данных, что при этом надо учитывать и какие знания понадобятся. Пример создания диаграммы, описывающей сущности продукта и их свойства, какие с ними возможны действия, места их хранения;
  3. Меняемся? Статья посвящена обмену данными между компонентами системы: методы, параметры, заголовки и так далее;
  4. Матчасть: основы. Про способы хранения данных, протоколы и форматы обмена, типы данных;
  5. Матчасть: базы данных. Про виды связей, виды баз данных, ER-диаграммы;
  6. Матчасть: API. Про виды и философию API, типы указания метода, форматы передачи, http-методы;
  7. Прототипирование.

Советы проектировщикам

Джон Мур создал более 10 тысяч интерфейсных экранов (видимо, по аналогии с «правилом 10 тысяч часов») и вот что понял:

  1. Начинайте с главного. Тупиковые сценарии, крайние состояния, анимации — это не главное в интерфейсе;
  2. Не изобретайте велосипед, используйте привычные интерфейсные решения;
  3. Соберите коллекцию элементов и решений, которые вы часто используете в своих проектах;
  4. Чем более последовательный и согласованный дизайн вы создаёте, тем быстрее вы работаете. Например, в Скетче создавайте новые кнопки через символ, а не с нуля;
  5. Собирайте ускоряющие работу приёмы: дизайнерские ресурсы, чеклисты, принципы вроде использования 8-пиксельной сетки;
  6. Дизайн не должен быть самоцелью. Решайте правильные задачи для правильных людей;
  7. Помните, что вы — не пуп земли;
  8. Научитесь презентовать свой дизайн;
  9. Выпускайте продукты. Несовершенный выпущенный продукт лучше, чем не выпущенный идеальный.

(Самая популярная ссылка в этой подборке, если судить по количеству лайков в ВК.)