110. Текстовые поля

В этом выпуске: статьи о том, почему стоит отказаться от тёмных паттернов, что такое концепция, о текстовых полях, слепоте невнимания и слепоте к изменениям, конспект книги «Спроси маму», а также видео о том, как стать крутым дизайнером.

Зачем отказываться от тёмных паттернов

Пол Боаг написал, почему тёмные паттерны — плохой выбор для компании, играющей в долгую.

Раньше потребители в основном не знали, что ими манипулируют, но всё изменилось. СМИ пишут о манипуляциях, пользователи становятся опытнее, чаще видят тёмные паттерны, и их это раздражает. Потребители избалованы выбором и легко уходят к конкурентам.

Недовольные клиенты делятся своими эмоциями: отзывы остаются в интернете навсегда, а отдельные истории становятся вирусными (Хасан Сайед и British Airways).

Обманутые клиенты могут создавать группы для защиты своих интересов. Иногда их аргументы доходят до государства, и оно включает регулирование (Великобритания и рынок онлайн-бронирования отелей).

Всё это в долгосрочной перспективе уменьшает выручку, количество повторных заказов, затрудняет привлечение новых клиентов.

Манипуляции иногда приводят к скрытым издержкам, которые могут превышать полученную от манипуляций прибыль. Например, клиент заказывает чайник, а вы подсовываете ему в корзину фильтр. Это повышает продажи фильтров, но также повышает количество заявок на возврат и нагрузку на людей, которые работают с жалобами в соцсетях.

Пол также написал, как подготовиться к обсуждению использования тёмных паттернов в вашем продукте.

Концепция

Павел Шерер написал о создании концепции — предварительном этапе перед проектированием.

Концепция предполагает базовые исследования и аналитику уже на самом старте проектного процесса. Её задачи:

1. Сформировать у команды единую картинку продукта. Сильно влияет на стабильность дальнейшей работы над ним.

2. Очертить первоначальные границы проекта: из каких частей будет состоять продукт, какие типы ресурсов потребуются для его создания, каким образом будет проходить коммуникация с клиентами, партнёрами и так далее.

Между пользователями возможны конфликты. Если сделка проходит через сервис, мы должны эти конфликты решать. Нужен внутренний сервис тикетов — своеобразный арбитраж.

Сколько усилий уйдёт на создание внутренней арбитражной системы? При этом она не является функциональным ядром сервиса, и стартап спокойно запустится без неё. Умный проектировщик кратко опишет арбитраж как «следующие этапы развития», предложит ввести рейтинг, а спорные вопросы первое время решать через поддержку.

3. Предусмотреть базовые риски, описать векторы развития, примерно представить, что может воспрепятствовать развитию продукта, — и подумать, как обойти такие препятствия.

4. Первично оценить проект и проектирование. Не придётся в середине проектирования столкнуться с тем, что продукт нежизнеспособен без какой-нибудь его части, а стоимость её создания сопоставима со всеми остальными работами.

Статьи:

Текстовые поля и формы

Тарас Бакусевич написал о дизайне текстовых полей и форм. Вот некоторые из его рекомендаций (не самые распространённые):

  • Подчёркнутое поле ввода — не лучший стиль для текстового поля. Он распространился с появлением Material Design, но потом Гугл от него отказался;
  • Длина поля должна быть пропорциональна вводимой информации. Формы с такими полями будут менее аккуратными, но более удобными;
  • Заполняйте поля адекватными значениями по умолчанию, но только не при выборе размера или цвета товара;
  • Отображайте полезные подсказки, которые помогут принять правильное решение или избежать ошибки. Например, показывайте баланс при совершении платежа;
  • Не отображайте сообщение о некорректном заполнении поля, пока пользователь не закончил ввод;
  • Иногда можно добавить индикатор корректного заполнения поля. Пользователь будет видеть прогресс и радоваться позитивной обратной связи;
  • Если форма разделена на несколько шагов, показывайте пользователю ключевую информацию с уже пройденных шагов;
  • Не отображайте такие формы в маленьких всплывающих окнах.

(Самая популярная ссылка в этой подборке, если судить по количеству лайков в ВК.)

Слепота невнимания, слепота к изменениям

Кирилл Славецкий написал, как слепота невнимания и слепота к изменениям влияют на взаимодействие с интерфейсом и как с ними бороться.

Между этими эффектами есть разница. Способы борьбы с ними различаются и иногда противоречат друг другу.

Слепота невнимания — заметный объект, попавший в поле зрения, может остаться полностью незаметным для наблюдателя, если его внимание занято другими объектами и событиями, принятием решений или обработкой данных. (Знаменитый эксперимент с невидимой гориллой).

Так можно не заметить всплывающих сообщений или уведомлений, сосредоточившись на задаче и связанном с ней участке экрана.

Уровень подготовки пользователя на эффект особо не влияет.

Чем вызывается: объект малозаметен, находится далеко от фокуса внимания; наблюдатель не знаком с объектом, не ожидает его увидеть в этом контексте, невнимателен (например, устал), сильно нагружен текущей задачей.

Слепота к изменениям — наблюдатель плохо замечает изменения, если они происходят одновременно с прерыванием фиксации взгляда на сцене (например, одновременно со сменой ракурса в кино).

В интерфейсе так можно не заметить изменений, отвлёкшись на другую задачу, переходя с экрана на экран, переводя взгляд с одной части экрана на другую, моргая.

Чем вызывается: работа с несколькими мониторами, переключение между экраном и другими контекстами, отвлечение на клавиатуру (слабые навыки печати или использование экранной клавиатуры), появление модальных окон.

Конспект книги «Спроси маму»

Константин Солодянников законспектировал книгу «Спроси маму»:

Ненужная информация бывает такой: комплименты, болтовня (общие фразы, гипотетические рассуждения, разговоры о будущем), идеи.

Любой из пунктов — признак того, что мы получаем социально-желаемые ответы.

Важные вопросы — неудобные. Типа, когда думаешь, да как я это вообще спрошу. Вдруг там что-то такое страшное скажут, и всё пропало, паника. Лучше не спрошу.

Получив ответ, можно подумать, что горячо любимая идея не верна. Например, крупный клиент не будет нас покупать. Это самые ценные ответы, которые приближают к реальной картинке мира, а не заставляют носить розовые очки. И важно их принимать и использовать — это позволяет избежать ошибок в будущем.

Как стать крутым дизайнером

Пабло Стэнли поделился вредными советами, как стать выдающимся лидером в сфере дизайна. Ироничное выступление — то что надо для маленькой пятницы.

Один из советов — сбивайте ваших коллег с толку профессиональным жаргоном.

Возможно, часть вашей работы — делать вещи простыми для понимания. Но это трудно. Используйте выражения в духе холистический подход, сторителлинг для бренда или другую бессмыслицу, чтобы только заставить людей чесать головы, боясь спросить, что эти слова вообще значат.

Чем больше специальных терминов вы используете, тем меньше вам придётся обосновывать своё собственное дизайнерское мышление.

Запишите несколько жаргонизмов: аффорданс, карта эмпатии, карточная сортировка (как ни странно, означает именно сортировку карт), MVP (это используют менеджеры проектов, чтобы уничтожить ваш дизайн), карта пользовательского пути…

Почему мы так повернулись на этих картах, может быть, мы потерялись?