В этом выпуске: статьи о деловых коммуникациях и переговорах, транслитерации, ошибках сравнительных таблиц, лёгкости чтения шрифтов с засечками и без, проблеме чётких формулировок в дизайне, а также видео об инклюзивном дизайне.
Спор на переговорах
Егор рассказал о переговорах, на которых он понял:
- Никогда не спорить со своими людьми на переговорах с другими компаниями;
- В случае, если конструктивный диалог по некоторым вопросам невозможен, дипломатично вынести эти вопросы за пределы переговоров и решить их уже между собой.
Нормальная деловая коммуникация
- Людмила Сарычева написала, как можно было предотвратить тот конфликт Максима Каца с дизайнером, о котором написали даже в TJ;
- С интересной стороны обсудили с участниками чата Саши Бизикова подход к мотивации сотрудников через похвалу и её отсутствие.
Транслитерация
Антон Жиянов написал о транслитерации.
Чтобы вы представляли масштаб бедствия. Я насчитал 20 схем транслитерации, некоторые из которых предусматривают альтернативные наборы правил (например, с диакритикой и без). Из них 14 считаются действующими.
Как выбрать схему:
- Загранпаспорт или водительское удостоверение. По умолчанию используйте ICAO Doc 9303 — это требование закона. Впрочем, есть лайфхак: если написать отдельное заявление при подаче документов, сделают паспорт с нормальной транслитерацией. Тогда подойдёт старый стандарт МВД-310[8] или Мосметро;
- Если нужно обратимое преобразование (cyr ↔ lat). Используйте ГОСТ 7.79-2000. Это международный стандарт ISO 9:1995. Громоздкая, зато абсолютно непробиваемая схема. Есть варианты с диакритикой и без;
- Если визуальная красота превыше всего. Используйте схему Мосметро, она самая лаконичная и приятная на вид;
- В остальных случаях. Используйте схему Википедии. Она лучше всех по фонетике и лишь немного уступает Мосметро визуально.
Ошибки сравнительных таблиц
Игорь Штанг разобрал ошибки сравнительных таблиц на многочисленных примерах памяток с симптомами коронавируса, простуды и гриппа:
- Многие таблицы пестрят иконками, которые иллюстрируют симптомы. Их сложно отличить друг от друга и интерпретировать, что никак не упрощает и не ускоряет восприятие информации;
- Картинки на заднем плане наглядны лишь тем, что могут подсказать тему сообщения. Увидев таблицу издалека, вы скорее всего догадаетесь, что она про коронавирус или хотя бы про что-то медицинское. Но изображение не иллюстрирует конкретные данные;
- Полезно обозначить цветом частоту симптома. Это ключевое свойство и оно незаметно при беглом просмотре: слова «часто», «иногда», «редко» внешне похожи друг на друга. Но важно подобрать правильную цветовую гамму, чтобы первым в глаза бросалось «часто»;
- В некоторых таблицах вместо слов стоят условные обозначения. Дизайнеры любят так делать: придумать хитрый шифр, а подсказку написать внизу мелким текстом. Текст работает лучше любых условных обозначений.
Шрифты с засечками или без
Юля Кондратьева сравнила мнения знаменитых дизайнеров с исследованиями о том, какие шрифты легче читать: антикву (с засечками) или гротески (без засечек).
Юрий Гордон, Ян Чихольд и Сергей Сурганов считают, что легче читать текст, набранный шрифтом с засечками.
Исследования говорят, что для обычного человека отличий почти нет, а для тех, у кого есть проблемы с чтением (стариков, детей, людей с плохим зрением или дислексией), предпочтительнее шрифт без засечек.
Если смотреть не на читаемость, а на эмоции:
В Лаборатории исследований юзабилити ПО в Wichita State University респондентов попросили заполнить опросник и указать, какими характеристиками обладают разные шрифты.
Интересно, что шрифты с засечками оказались первыми в рейтинге как формальные, «взрослые», практичные и стабильные. А шрифты без засечек оказались первыми в рейтинге… нигде. То есть у них не оказалось какого-то ярко выраженного эмоционального следа.
Дизайн и чёткие формулировки
Александр Овчаренко написал, почему работа дизайнером несовместима с чёткими формулировками.
Деятельность по достижению целей сводится к решению задач и решению проблем.
Решить задачу — совершить определённую процедуру (порой весьма сложную) по известному алгоритму. Здесь понятно, что делать, главное, не забыть ничего и обладать необходимыми навыками.
Решить проблему — достичь цели при условии, что путь решения не известен, либо конечная точка не понятна или их много, а может её и нет вообще.
Решить проблему — свести её к задаче, то есть определить критерии качества, выяснить, какие варианты достижения цели могут быть, провести необходимые исследования или попробовать решить боем, возможно, в несколько итераций.
Дизайнер — человек, который умеет решать проблемы, конвертировать мутные идеи заказчиков в нечто реально существующее в виде продукта.
Почти любая трудовая деятельность сочетает в себе и проблемный, и задачный подходы, отличия лишь в их соотношениях и ожиданиях.
Дизайн и искусство работают с концепциями и их реализацией в конечном продукте или произведении. Обе деятельности сочетают проблемный подход.
Отличие в том, что дизайнеры получают символы и знаки на входе от внешних стейкхолдеров. Разница между знаком и конечным продуктом может быть радикальной, но при этом мы всё равно будем решать поставленную извне проблему. Художник же будет решать что-то своё, придумывать свой собственный знак и его воплощение.
Инклюзивный дизайн
Опубликованы видео с митапа «Инклюзивный дизайн»:
- Mail.ru — Об исследовании Почты;
- Валерия Курмак, AIC — Как заложить принципы инклюзивности в дизайн-систему;
- Билайн — Опыт внедрения стандартов доступности;
- Альфа-Банк — Инклюзивный подход в банковских продуктах;
- Mos.ru — Внутренний инструмент подбора доступной палитры;
- Круглый стол.
Все видео вместе в плейлисте YT и альбоме ВК.
(Самая популярная ссылка в этой подборке, если судить по количеству лайков в ВК.)