108. Инклюзивный дизайн

В этом выпуске: статьи о деловых коммуникациях и переговорах, транслитерации, ошибках сравнительных таблиц, лёгкости чтения шрифтов с засечками и без, проблеме чётких формулировок в дизайне, а также видео об инклюзивном дизайне.

Спор на переговорах

Егор рассказал о переговорах, на которых он понял:

  • Никогда не спорить со своими людьми на переговорах с другими компаниями;
  • В случае, если конструктивный диалог по некоторым вопросам невозможен, дипломатично вынести эти вопросы за пределы переговоров и решить их уже между собой.

Нормальная деловая коммуникация

Транслитерация

Антон Жиянов написал о транслитерации.

Чтобы вы представляли масштаб бедствия. Я насчитал 20 схем транслитерации, некоторые из которых предусматривают альтернативные наборы правил (например, с диакритикой и без). Из них 14 считаются действующими.

Как выбрать схему:

  • Загранпаспорт или водительское удостоверение. По умолчанию используйте ICAO Doc 9303 — это требование закона. Впрочем, есть лайфхак: если написать отдельное заявление при подаче документов, сделают паспорт с нормальной транслитерацией. Тогда подойдёт старый стандарт МВД-310[8] или Мосметро;
  • Если нужно обратимое преобразование (cyr ↔ lat). Используйте ГОСТ 7.79-2000. Это международный стандарт ISO 9:1995. Громоздкая, зато абсолютно непробиваемая схема. Есть варианты с диакритикой и без;
  • Если визуальная красота превыше всего. Используйте схему Мосметро, она самая лаконичная и приятная на вид;
  • В остальных случаях. Используйте схему Википедии. Она лучше всех по фонетике и лишь немного уступает Мосметро визуально.

Ошибки сравнительных таблиц

Игорь Штанг разобрал ошибки сравнительных таблиц на многочисленных примерах памяток с симптомами коронавируса, простуды и гриппа:

  1. Многие таблицы пестрят иконками, которые иллюстрируют симптомы. Их сложно отличить друг от друга и интерпретировать, что никак не упрощает и не ускоряет восприятие информации;
  2. Картинки на заднем плане наглядны лишь тем, что могут подсказать тему сообщения. Увидев таблицу издалека, вы скорее всего догадаетесь, что она про коронавирус или хотя бы про что-то медицинское. Но изображение не иллюстрирует конкретные данные;
  3. Полезно обозначить цветом частоту симптома. Это ключевое свойство и оно незаметно при беглом просмотре: слова «часто», «иногда», «редко» внешне похожи друг на друга. Но важно подобрать правильную цветовую гамму, чтобы первым в глаза бросалось «часто»;
  4. В некоторых таблицах вместо слов стоят условные обозначения. Дизайнеры любят так делать: придумать хитрый шифр, а подсказку написать внизу мелким текстом. Текст работает лучше любых условных обозначений.

Шрифты с засечками или без

Юля Кондратьева сравнила мнения знаменитых дизайнеров с исследованиями о том, какие шрифты легче читать: антикву (с засечками) или гротески (без засечек).

Юрий Гордон, Ян Чихольд и Сергей Сурганов считают, что легче читать текст, набранный шрифтом с засечками.

Исследования говорят, что для обычного человека отличий почти нет, а для тех, у кого есть проблемы с чтением (стариков, детей, людей с плохим зрением или дислексией), предпочтительнее шрифт без засечек.

Если смотреть не на читаемость, а на эмоции:

В Лаборатории исследований юзабилити ПО в Wichita State University респондентов попросили заполнить опросник и указать, какими характеристиками обладают разные шрифты.

Интересно, что шрифты с засечками оказались первыми в рейтинге как формальные, «взрослые», практичные и стабильные. А шрифты без засечек оказались первыми в рейтинге… нигде. То есть у них не оказалось какого-то ярко выраженного эмоционального следа.

Дизайн и чёткие формулировки

Александр Овчаренко написал, почему работа дизайнером несовместима с чёткими формулировками.

Деятельность по достижению целей сводится к решению задач и решению проблем.

Решить задачу — совершить определённую процедуру (порой весьма сложную) по известному алгоритму. Здесь понятно, что делать, главное, не забыть ничего и обладать необходимыми навыками.

Решить проблему — достичь цели при условии, что путь решения не известен, либо конечная точка не понятна или их много, а может её и нет вообще.

Решить проблему — свести её к задаче, то есть определить критерии качества, выяснить, какие варианты достижения цели могут быть, провести необходимые исследования или попробовать решить боем, возможно, в несколько итераций.

Дизайнер — человек, который умеет решать проблемы, конвертировать мутные идеи заказчиков в нечто реально существующее в виде продукта.

Почти любая трудовая деятельность сочетает в себе и проблемный, и задачный подходы, отличия лишь в их соотношениях и ожиданиях.

Дизайн и искусство работают с концепциями и их реализацией в конечном продукте или произведении. Обе деятельности сочетают проблемный подход.

Отличие в том, что дизайнеры получают символы и знаки на входе от внешних стейкхолдеров. Разница между знаком и конечным продуктом может быть радикальной, но при этом мы всё равно будем решать поставленную извне проблему. Художник же будет решать что-то своё, придумывать свой собственный знак и его воплощение.

Инклюзивный дизайн

Опубликованы видео с митапа «Инклюзивный дизайн»:

  1. Mail.ru — Об исследовании Почты;
  2. Валерия Курмак, AIC — Как заложить принципы инклюзивности в дизайн-систему;
  3. Билайн — Опыт внедрения стандартов доступности;
  4. Альфа-Банк — Инклюзивный подход в банковских продуктах;
  5. Mos.ru — Внутренний инструмент подбора доступной палитры;
  6. Круглый стол.

Все видео вместе в плейлисте YT и альбоме ВК.

(Самая популярная ссылка в этой подборке, если судить по количеству лайков в ВК.)